Мам, а как придумали этот самолётик?

Культура

«Изобрести самолет просто. Построить его — уже кое-что. Летать — это всё» — Отто Лилиенталь

Для начала, давайте разберёмся: «Что такое авиация?». Авиация – это собирательное понятие, обозначающее совокупность летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Начнём историю авиации с первого управляемого человеком полёта. Изобрёл такой летательный аппарат Аббаса ибн Фарнаса. В 875 году этот изобретатель совершил первый полёт на, вероятно, первом дельтаплане, длившийся около 10 минут. У Аббаса ибн Фарнаса была и ранее попытка создать летательный аппарат, который получился прообразом современного парашюта. Всеми известный гениальный изобретатель Леонардо да Винчи при жизни нарисовал чертёжи дельтаплана, но так ни разу и не опробовал свои идеи на практике. Но примерно через 200 лет хорватский учёный Фауст Вранчич в 1617 году успешно испытал модель Леонардо.

Спустя время в XV веке, а точнее в 1633 году Лагари Хасан Челеби поднялся в воздух на самодельной пороховой пилотируемой ракете. Согласно записям, полёт Лагари длился примерно 20 секунд над землёй 300 метров, после чего пилот спокойно приземлился на воду с помощью самодельных крыльев.

 

По мнению российского историка Д.А. Соболева проект немецкого изобретателя Мельхиора Бауэра был прототипом самолёта (примерно в 1765 году). Аппарат работал благодаря мускульной силе пилота.

И вот мы наконец подошли к знаменитому первому воздушному шару братьев Монгольфье (Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн), которые сделали значительный прорыв в воздухоплаванье. Он представлял из себя огромный бумажный шар с отверстием внизу, наполняемый тёплым воздухом – водородом. В 1783 году 19 сентября братья запустили шар с первыми пассажирами, которыми оказались баран, утка и петух. На большой высоте шар повредился, но медленно спустился вниз так, что животные не пострадали.

На нём в 1783 году пролетели Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз де Арландес, которые были друзьями братьев Монгольфье. Полёт длиной 9 км прошёл успешно! В конце XVIII века в Европе воздушные шары стали развлечением знати. Но такие шары были неуправляемы, люди хотели научиться противостоять ветру. И тогда появился дирежабль. Изобретателем аэростата, оснащённого паровым двигателем, считается Анри Жиффар. Он в сентябре 1852 года поднялся около 1800 метров, пролетел 24 км над Версалем в Париже. Люди продолжали попытки изобрести летательный аппарат тяжелее воздуха. Создавались конструкции, походившие на планеры. Хочется отметить Фрэнсиса Герберта Венхэма, внёсшего больший вклад в эту науку. Он создал тонкие крылья, которые стали намного эффективнее предшественников. Также создал аэродинамическую трубу в 1871 году, благодаря которой научное сообщество сделало вывод, что изогнутые крылья обладают лучшими показателями подъёма. Огромный вклад внесли в сфере воздухоплаванья: Отто Лилиенталь, Перси Пильчер и Октав Шанют.
Например, в 1896 году физик, изобретатель Самуэль Пирпонт Лэнгли запустил непилотируемый аппарат тяжелее воздуха с двигателем «Модель № 5», которая пролетела почти километр, совершив первый успешный полёт. После этого изобретатель создал «Модель № 6» и совершил удачный полёт, длившийся 1 460 м. И вот наконец в 1903 году был совершён полёт на первом в мире управляемом летательном аппарате тяжелее воздуха – самолёте «Флайер-1», построенном американцами братьями Райт. Самолёт пролетел 37 метров за 12 секунд на высоте около 3 метров. Флаер-1 был деревянным и на нем стоял бензиновый двигатель. Самолёт мог взлетать только при встречном ветре и со специальных рельсов. Однако есть доказательства, что до самолёта «Флайер-1» были и другие. В 1901 году Густав Уайтхед совершил полёт длиной около 800 м на высоте 15 м на оснащённом двигателем аппарате. Об этом написали в одной газете. Фотографии самого полёта не было, но была зарисовка репортёра. Через 3 года после запуска «Флаейер-1» (в 1906 году) бразилец Альберто Сантос-Дюмон изобрёл самолёт «14-бис». Эта работа превзошла самолёт братьев Райт. «14-бис» мог взлетать и без встречного ветра!
Во время Первой мировой войны (1914 г. – 1918 г) авиация состояла из дирижаблей, самолётов и воздушных шаров. Дирижабли использовались для морского патрулирования и дальних ночных бомбардировок, но днём дирижабли были очень заметны и из-за этого уязвимы. Война дала большой технический импульс. Авиация в начале войны была очень слабой . Ущерб от таких аэропланов был минимальным. Всё вооружение самолётов представляло собой личное оружие пилотов. Быстро выяснилось, что огонь из ручного оружия в воздушном бою практически бесполезен. В ходе долгой и усердной работы инженеры смогли создать самолёт-истребитель. Самым распространённым видом авиатехники были-бипланы с тянущими винтами. Бомбардировщики играли огромную роль в ходе войны. В начальный войны при столкновении двух самолётов бой велся из личного оружия или при помощи тарана, а в поздний период лётчики пытались обойти самолёт противника сбоку и расстрелять его из пулемёта. В 1915 году появились зажигательные пули. Они воспламеняли смешивающийся с воздухом водород, вытекающий через отверстия, пробитые пулями и уничтожаль корабль.

Годы между Первой и Второй мировой войной отмечены большим прогрессом самолётостроения.

 

Появились авиашоу (летающий цирк), где проходили гонки на самолётах, и опытные лётчики выполняли трюки, демонстрируя свои способности. Уровень дирижаблестроения значительно вырос, и дирижабли даже начали трансатлантические рейсы. Правда, у дирижаблей часто случались аварии (взрывы) и люди перестали их воспринимать, как надёжный транспорт.
Во время Второй мировой войны (1939 г.- 1945 г.) страны участвовавшие в ней, совершенствовали свою авиацию, даже появились новые типы самолётов. Большую роль в ней принимали истребители и бомбардировщики. В период Холодной войны создали бомбардировщики дальнего действия и самолёты-перехватчики. Настала эра реактивной авиации! Начались массовые коммерческие пассажирские авиаперевозки, что дало большую конкуренцию поездам и лайнерам. Прогресс замедлился в конце XX века, не было никаких революционных результатов.
В начале в XXI века наметился курс на создание автономных транспортных средств.

Человек всегда мечтал покорить небо! Наблюдая за птицами, его тянуло ввысь. Никогда не прекращал попытки взлететь, и он покорил небо. От самых первых самодельных крыльев, до новейших разработок современной авиации.

Источники:

Виктор Гончаренко. Как люди научились летать

Самолёты эпохи СССР

История достижений в авиации

Предыстория авиации

История частных реактивных самолётов

Библиотека Вашингтона — цифровая коллекция фотографий, запечатлевших различные виды транспорта в северо-западных и западных штатах США в первой половине XX века (англ.)

История военной авиации от Laughlin AFB, Texas

Желтова Е. Л. Культурные мифы вокруг авиации в России в первой трети XX века // Труды «Русской антропологической школы»: Вып. 4 (часть 2). М.: РГГУ, 2007, с. 163—193

Керимова Э. Развитие авиации в Азербайджанской ССР в 1950-60-х годах // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 5 — История.

Статья об истории авиации

https://www.mk.ru/science/2018/12/17/pervyy-polyot-bratev-rayt-neobychnaya-sudba-znamenitogo-samolyota.html

Хайрулин М. А., Кондратьев В. И. Военлёты погибшей Империи: Авиация в Гражданской войне. — М.: Эксмо, Яуза, 2008. — 432, [40] с. — (Имперский стяг). — 4 100 экз. — ISBN 978-5-699-25314-2.

Свищёв Г. П. Авиация. Энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 736 с. — ISBN 5-85270-086-X.

Сытин Л. Е., Каторин Ю.Ф., Волковский Н.Л. Все об авиации. Большая энциклопедия. — М.: АСТ, 2018. — 640 с. — ISBN 978-5-17-091175-2.

https://www.bbc.com/russian/russia/2014/12/141218_ww1_history_russian_aviation

http://www.airaces.ru/stati/aviaciya-pervojj-mirovojj-vojjny-ehvolyuciya-istrebitelya.html

http://www.airaces.ru/warplane/

https://knowhow.pp.ua/henri_giffards_dirigible/

https://www.wikiwand.com/ru/%D0%96%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%B0%D1%80,_%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8

https://www.mk.ru/science/2018/12/17/pervyy-polyot-bratev-rayt-neobychnaya-sudba-znamenitogo-samolyota.html

http://old.ihst.ru/files/sobolev/isa.pdf

https://www.f911.ru/aktivnyj_otdyh/istoriya_aviacii_i_vozduhoplavaniya/

https://24smi.org/news/26451-kto-izobrel-pervyj-dirizhabl-v-mire-i-dlya-facts.html

https://oyla.xyz/article/kratkaa-istoria-aviacii

https://34travel.me/post/aviation-a100

Оцените автора
Добавить комментарий