Главное волшебство Нового Год — елочные игрушки

Хобби

Наступает время, когда все, наконец, могут проводить этот странный, наполненный невообразимыми событиями год, и, нарядив ёлку, встретить новый. Но кто-нибудь когда-нибудь задумывался, как создаётся то, без чего ни одна ёлка не станет новогодней – ёлочные игрушки?
Сегодня мы решили рассказать о труде изготовителей стеклянных игрушек, без которых Новый Год был бы не таким волшебным, каким мы привыкли его видеть.

История ёлочной игрушки.
Наряженные ёлки как один из основных атрибутов Рождества появились в первой половине XVII века в Германии и Прибалтике. Первые украшения были простыми и следовали христианской символике: верхушкой служила Вифлеемская звезда, на ветках развешивались яблоки, как символ плодов с древа познания Добра и Зла, укреплялись и зажигались свечи, как символы ангельской чистоты. По мере становления традиции как предназначенной и для детей украшения усложнялись, на ёлку стали вешать искусственные украшения, сладости и орехи.
В России первые ёлочные игрушки появились в 1830-1840 годах, и, как правило, все украшения были самодельными (или съедобными).
Увы, после революции празднования Рождества стали подвергаться всё большим гонениям, вначале непрямым, затем официальным, закончившимся в канун 1929 года прямым запретом на праздник и устройство ёлки. Тем не менее, на многих фабриках игрушки продолжали производиться кустарным способом, а граждане не перестали украшать ёлки в тайне. Как раз к «периоду запрета» относят самые редкие и дорогие коллекционные советские ёлочные украшения.
Ситуация изменилась 28 декабря 1935 года, после знаменитого предложения П. П. Постышева в «Правде» вернуть этот праздник советским детям:

«Давайте организуем детям к Новому Году хорошую ёлку».

Разумеется, речь теперь шла не о праздновании Рождества Христова, что противоречило идеологии советского государства, а именно о праздновании Нового Года. Все старые и новые традиции тщательно очищались от какого-либо религиозного оттенка. Это отразилось и на возобновлённом в стране производстве ёлочных украшений. Вместо шестиконечной золотой или белой Вифлеемской звезды стали использовать пятиконечную красную или просто декоративную верхушку – пик; шары-«яблоки» и ангелов заменили самыми разнообразными фигурками людей, животных, предметов или еды.

 

@https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fregnum.ru%2Fuploads%2Fpictures%2Fnews%2F2019%2F12%2F04%2Fregnum_picture_1575477993909322_normal.jpg&cc_key=

Современное производство.
Светлана Фролова, администратор Клинской фабрики ёлочных игрушек «Ёлочка», рассказывает, что вручную сейчас происходит только выдув и раскраска игрушек.
Современное производство ёлочных украшений разделено на 5 этапов. Сначала стеклянную заготовку нагревают в пламени газовой горелки. Затем выдувают игрушку, после чего охлаждают её. Потом изделие грунтуют и сушат. Художник-оформитель раскрашивает игрушку и посыпает её блёстками.
Источник — РИА Новости.

В качестве сырья фабрика закупает стеклянные трубки высотой полтора метра. Для того, чтобы сделать из такой трубки красивую фигурку, нужна газовая горелка, поддерживающая температуру в 650 градусов и мастерство стеклодува. Пламя быстро разогревает трубку, стекло становится пластичным, что позволяет отделить от него небольшой кусок для дальнейшей работы — «вытянуть пульку». Из неё можно сделать любую игрушку, но для начала снова нужно нагреть её основную часть.
Когда мастер понимает, что стекло достаточно расплавилось (а это можно понять исключительно за счёт опыта и интуиции, потому что потрогать его руками или измерить температуру не получится), он снимает пульку с огня и начинает вдувать в неё воздух через один из длинных концов заготовки – «ус». Воздух изнутри расталкивает стенки, и, постоянно поворачивая в руках пульку, стеклодув выдувает шар, а потом нагревает ус, скручивает и отрывает его. Все шары, сделанные вручную, не идеально ровные, но заметить это почти невозможно.
А для изготовления фигурки, например, снеговика, заготовку также разогревают, но перед выдуванием помещают в керамическую форму. Воздух потом так же вдувают через ус, но стекло расширяется ровно до стенок формы.
После выдувания игрушки отправляют в лакокрасочный цех, где им придают цвет: розовый глянец, матовый шоколад. За оставшийся ус их окунают в бочку с лаком и ставят на подставку до высыхания. Потом этот ус срезают и надевают колпачок, в который вдевается ниточка, чтобы повесить игрушку на ёлку. Для части игрушек эти этапы становятся конечными, их упаковывают и отправляют заказчикам, а некоторым предстоит пройти самый долгий и сложный процесс — роспись.

На столе у каждого художника есть стойка, куда вешаются игрушки, акриловые краски, кисточки и вода, палитра, салфетки и сам образец. Поскольку роспись происходит пошагово, в работе у одного мастера находятся одновременно несколько изделий, и сложно посчитать, сколько раз за день каждое из них берётся в руки и вешается обратно. Сначала наносится подмалёвок — основные цветовые пятна. Затем детали, от крупных к мелким. Если нужно нарисовать домик, то сперва на всех шарах рисуется первая стенка, за ней вторая. Это помогает экономить краски и время мастера.
Ценность ручной росписи в том, что двух украшений с абсолютно одинаковым рисунком не бывает. Ведь несмотря на то, что рисунок задан изначально, и все художники на фабрике имеют специальное образование, краска всегда может лечь по-другому, и рука не берёт одинаково каждый раз.
В специально отведённые часы главный художник принимает у мастеров работы: проверяет, всё ли соответствует образцу, может попросить что-то подправить. Бракованными здесь считаются исключительно разбитые игрушки, всё остальное можно доработать или переделать.
Для тех, кто создаёт нам новогоднюю атмосферу и веру в чудо, это чудо – тяжёлый и опасный труд, поэтому, вешая на ёлку любимый стеклянный шарик, подумайте о стеклодувах и художниках – «спонсорах» вашего новогоднего настроения.

Оцените автора
Добавить комментарий