Уже около года большая часть людей во всём мире обучается и работает в дистанционном формате, поэтому многое пришлось изучать максимально быстро, в том числе и новые правила этикета (установленные правила поведения в обществе). Вернее сказать, старые, но усовершенствованные, подходящие под нынешний образ жизни.
Дистанционная форма обучения делится на несколько видов: по видео/аудио звонку и по переписке. Каждый из них требует соблюдения особого этикета, но и общего у этих видов немало:
- Пользуясь любым из таких вариантов, вы не должны забывать, что диалог ведётся с преподавателем, а значит взаимная вежливость – неоспоримое правило.
- Оскорбления в сторону любого человека во время диалога, будь он письменный или устный, не являются нормой. Это может не только испортить настроение кому-то, но и подорвать отношения, от чего пользы точно не будет.
- Общедоступные слова – важный момент. Дабы между собеседниками не возникало недопонимания, следует исключать сленг и нецензурную лексику.
Этикет звонков и видеоконференций:
- Перед подключением к звонку нужно проверить работоспособность техники и стабильность интернета. Делать это стоит заранее, чтобы в случае чего предупредить о возможной задержке или об отсутствии на уроке.
- Подключаться следует за пару минут до начала, чтобы избежать опоздания.
- Стоит поддерживать зрительный контакт с говорящими (смотреть в камеру), стараться слушать и вникать в суть, не отвлекаться на посторонние вещи, уважать своих собеседников.
- У всех людей есть своё расписание, и если ваша встреча/урок были запланированы на определённый момент времени, то вы не должны опаздывать или задерживать, впрочем, как и другие участники.
- Если у есть вопросы к преподавателю/собеседнику, подготовить их нужно заранее и при удобном случае задать.
Этикет переписок:
- Писать необходимо грамотно. Не следует строить большие предложения, во избежание путаницы, а также чтобы получатель понял вас и ваш посыл.
- Отправляя файл/документ нужно уточнять, что в нём находится.
- Лучше не загрязнять чат сообщениями не первостепенной важности (не спамить).
- Не следует писать слова и предложения целиком заглавными буквами (например – «ПРИВЕТ»), потому что некоторые люди могут принять это за крик или даже гнев.
- Отвечать на сообщения стоит сразу по мере возможности.
Мы поговорили со школьниками и узнали их отношение к этикету дистанционного обучения и его нарушению.
– Была ли ты свидетелем ситуации, когда преподаватель начинал оскорблять ученика, или наоборот, ученик преподавателя, возможно издеваться и в целом относиться неуважительно? Как ты отнеслась к этому? На твой взгляд это было этично со стороны человека?
Ученица 9 класса, Евгения Нерестова:
«Да, у меня были ситуации, когда ученики переступали черту. В такие моменты я всегда стараюсь оставаться спокойной, даже когда человек поступает слишком плохо. Если же он обидел, например, близкого для меня, то это возмущает. Я стараюсь поддержать и успокоить «жертву», чем-то помочь.
Мы все находимся в одинаковом положении и должны проявлять терпение и уважение друг к другу, независимо от того, учитель или ученик.»
Ученица 9 класса, Рада Артеньева:
«Были ситуации, когда и школьник начинал хамить или кричать, и учитель делал тоже самое, что точно не является нормой. Я отношусь негативно к тому, что со стороны ученика или педагога выявляется неуважительное отношение к кому-либо. И печально то, что когда грубят учителя, они не признают своих ошибок, ведь: «мы старше»; «мы умнее»; «мы уже взрослые люди» и тому подобное. Все оказались в одинаковых условиях, поэтому взаимоуважение просто необходимо».