«Мы не хотим это читать»: классика в школьной программе

Образование

На протяжении 11 или 9 лет мы ходим в школу, изучаем различные предметы, бывает погружаемся в них полностью. Многие школьники ненавидят литературу. Некоторые могли бы не согласиться с этим высказыванием, потому что на протяжении всей программы в основном изучается классика, которая не всем приходится по вкусу. Одни считают ее ужасно скучной, другим не нравится сложный язык авторов, а у третьих она вызывает отрицательные эмоции из-за давления со стороны старших. Ведь нередко можно услышать фразу, что без классики дети вырастут «неинтеллигентными» и «необразованными».

Однако классика является такой только на первый взгляд. Как бы вы к ней не относились сначала, спустя какое-то время поймете, почему взрослые так упорно настаивают на изучении вечных произведений. Ведь именно их мы и называем классикой. То, что актуальное в любое время в любом месте, является основой.

@pinterest

Почему в школах изучают именно ее, а не произведения современных авторов?

  • Многие классические литературные произведения построены на истории. Именно через них можно познакомиться с той или иной эпохой, узнать об обычаях и традициях.
  • Если главный герой герой участвует в историческом событии, то повествование об этом может содержать в себе факты из самой истории.
  • Но основной причиной изучения классической литературы считается ее вечность. Все проблемы, описываемые писателями 17, 18, 19 веков и по сей день являются актуальными.

@pinterest

Почему же классика так не нравится школьникам?

Из года в год школьная программа глобально не меняется, соответственно те произведения, которые изучали наши родители и бабушки, дедушки, изучаем мы. Язык произведений часто сложен и непонятен для молодого поколения, привыкшему к сленгу.

«Классики не стареют — они просто выходят из моды» — Аркадий Филиппович Давидович, писатель, афорист.

Это высказывание скорее о том, что с течением времени у людей меняются интересы и приоритеты. На момент написания большинства классических произведений жизнь была устроена чуть по-другому, что ярко отражается в творчестве. Именно поэтому некоторым так не нравятся творения, проникнутые другой эпохой, отдаленные от современной жизни.

«Ни один классик бы не сдал экзамен по собственному произведению» Болеслав Пашковский, польский журналист, афорист.

В школе при изучении какого-либо произведения нередко возникают вопросы: «Что автор хотел сказать?», «В чем заключается главная мысль?», «Почему автор решил описать события именно так?». Очень часто учителями дается один «правильный» ответ, отклонение от которого будет считаться неверным. Это прямой запрет на высказывание своего личного мнения, даже если то подкреплено фактами и доводами. Хотя в случае классических произведений правильных ответов может быть великое множество, потому что лишь самим авторам были достоверно известны ответы на все возникшие впоследствии вопросы.

Учителя же видят причину нелюбви классики немного в другом. Мнение учителя русского и литературы Калугиной Екатерины Сергеевны:

«Предполагаю, что причин сложившейся ситуации может быть великое множество:: над классической литературой надо думать (в ней главное — идея, а не сюжет), а дети привыкли к клиповому мышлению; язык сильно изменился, большинство используемых авторами  слов современная молодежь не употребляет и вообще не знает; классическая литература подразумевает знания во многих гуманитарных областях (история, мифология, Библия, литература других стран…), что тоже хромает; утеряна преемственность чтения (родители не читают); скучная и слишком академическая подача материала учителем.»

Оцените автора
Добавить комментарий