Задумывались ли вы о том, что важными вещественными историческими источниками могут служить также храмы и кладбища?
В центре Москвы в Большом Калитниковском проезде расположены Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость и Калитниковский погост, судьба которых отражает многие вехи истории нашего города и содержит сведения о становлении и развитии, культуре, исторических и политических событиях, социальном устройстве, духовной жизни столицы.
@fedmp.ru
Название «Калитники» впервые упоминается в ХIII-ХIV вв. Есть две гипотезы его происхождения:
- От прозвища князя Ивана Данииловича Калиты;
- Предполагают, что здесь жили ремесленники, занимавшиеся изготовлением кошелей («калита» – кошель).
История:
- В конце ХIII в. Иван Калита возвёл в Московском Кремле каменный собор в честь архангела Михаила, основал Преображенский монастырь. Подходящий для строительства состав глины был найден в Калитниках, где построили мастерские для обжига кирпича, а в ХV в. при Иване Грозном — кирпичный завод, который, по свидетельствам современников, для проверки качества материала лично посещал Аристотель Фиораванти. Рабочими стали крестьяне ближних деревень.
- В 1770-1772 гг. в Москве свирепствовала эпидемия чумы. По распоряжению Екатерины II умерших должны были хоронить на пустырях за пределами Камер-Коллежского вала. Так возникли «чумные» кладбища, включая Калитниковское. Хоронили там, как тогда говорили, «подлый» московский люд — господских дворовых, крестьян, приехавших на промысел, и местных жителей. Здесь же была построена деревянная церковь для отпевания усопших. 13 (26) января 1772 г. произошло её освящение. Эту дату можно считать днём рождения первого Калитниковского храма. В 1776 г. церковь сгорела, в 1780 г. была построена новая, позже переименованная во имя Боголюбской иконы Божией Матери (сейчас на ее месте памятная часовня).
- Во время войны и пожара 1812 г. через Калитники прошла русская армия и толпы жителей, уходившие от врага. Огонь уничтожил 2/3 всех строений Москвы и 3/4 деревянных зданий, но Калитниковская церковь пострадала незначительно. После пожара проходило восстановление Москвы.
Сложился особый архитектурный стиль – московский классицизм. В его традициях в 1834 г. архитектором Н.И. Козловским на средства от пожертвований при главном участии титулярного советника А.П. Карелина и купца Г.П. Кувшинова была построена каменная церковь. В ее благоустройство огромный вклад внесли купцы, в частности И.А. Куприянов. По преданию, самые первые росписи храма выполнил известный русский художник В.Л. Боровиковский. Жителями Калитников в это время уже был не «подлый», а «достаточный» люд: бывшие крестьяне, купцы. На кладбище сохранились памятники тех времен.
- По многочисленным свидетельствам, в 1918 г. на территории Калитниковского кладбища по ночам проводились массовые расстрелы «контрреволюционного элемента». Подобное повторилось и в годы репрессий в 30-е гг.XX в. По преданию, все массовые захоронения проводились по ночам в овраге, пересекающем кладбище.
- После революции во время преследования духовенства в среде некоторых представителей Церкви возникло соглашательское течение «живоцерковников или обновленцев». Они обещали советской власти поддержку в обмен на сохранение своих должностей и прав на служение в церкви. Калитниковский храм был центром обновленцев. Это уберегло его от окончательного разорения. Идеология обновленцев была отвергнута православными во главе с Патриархом Тихоном. В 1944 году храм был возвращён в юрисдикцию патриарха.
- К началу Великой Отечественной войны Москва стала значительно больше, а Калитники оказались почти в ее центре. Теперь здесь проживали уже и представители интеллигенции (ученые, артисты, художники, архитекторы, музыканты), военные деятели, многие из которых были похоронены на Калитниковском кладбище.
@pravzhizn.com
Наше время:
Рядом с Храмом установлен обелиск в память воинов района, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Здесь похоронены девять героев Советского Союза и два кавалера ордена Славы.
Возле Калитниковского храма расположена могила блаженной старицы схимонахини Ольги, куда с молитвами за помощью и вожидании чуда постоянно приходят люди.
Н.В. Гоголь в своей книге «Арабески» писал:
«Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда, когда молчат уже песни и предания…».