Не всё идеально: о проблемах отличников

Образование

Отличная успеваемость — результат, которого вовсе не так просто достичь. Школьники часами трудятся для того, чтобы на следующий день в дневнике стояла желанная пятерка. Однако для единичных случаев сил и времени нужно не так много. Тем, кто хочет постоянно получать отличные оценки, приходится трудиться в раза два, а то и в три упорнее. Для достижения цели эти люди прилагают немалые усилия, которые потом окупаются в виде регулярных пятерок.

Мы называем их отличниками. Большинство работ им по плечу. Они знают множество фактов и охотно делятся информацией на уроках. Когда некому ответить на поставленный учителем вопрос, отличники приходят на помощь становятся героями класса. Но такой результат явно не падает на них с небес. Все их достижения- награда за приложенные усилия. Однако к ним нередко добавляется и чемоданчик проблем, с которыми вынуждены справляться школьники, чтобы не упасть с достигнутой высоты.

  1. Синдром отличника

Это комплекс, который преследует немалое количество детей, учащихся на пятерки. Синдром отличника — нездоровая зависимость от идеального результата. Школьники, имеющие такой комплекс, строже оценивают себя и свои достижения. Они все время стремятся к идеалу, который ни в какой степени не может быть ниже выставленной планки. Их расстраивают ошибки и малейшие недочеты. Отличники начинают переживать и расстраиваться, разочаровываться в себе и своих силах.

«Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи», — пишет психолог Ольга Александровна Ханова на сайте krasotaimedicina.ru.

Из-за чего он возникает:

  • завышенные требования к себе вследствие давления родителей
  • наказание за плохие оценки и похвала лишь за идеальную успеваемость
  • нехватка любви, внимания
  • завышенные ожидания от результата
  • зависимость от мнения окружающих
  • стремление быть лучшим из лучших
  1. Боязнь осуждения

Эта проблема является частью синдрома отличника. Нередко дети стараются учиться на пятерки лишь из-за желания и давления родителей. Если же оценки не соответствуют ожиданиям, взрослые престают хвалить школьника, а некоторые и вовсе могут начать ругаться из-за троек и четверок. Отличники начинают бояться плохого результата лишь из-за того, что дома, возможно, их из-за этого будут ждать ссоры и скандалы.

«С раннего школьного возраста ребенку как бы ставится условие: «Мама будет тебя любить только в том случае, если ты будешь отлично учиться». И в результате любая «не отличная» оценка (пусть даже хорошая, не говоря уже о более низкой) для такого ребенка — сильнейший стресс.»- пишет психолог Евгений Ведерников на сайте b17.ru.

Также школьники боятся осуждения класса и учителей. Ведь все вокруг привыкли, что у отличника за любую работу всегда стоит 5. Когда ситуация не соответствует представлению, появляются мысленные нестыковки. Могут начаться обсуждения или неприятные разговоры. Однако здесь необходимо понять, что люди все-таки не роботы, и результат не всегда должен быть идеальным.

  1. Страх не справиться с задачей

Когда отличник сомневается в своих способностях, нервная система начинает понемногу разрушаться, так как любые переживания приводят к огромному стрессу. Часто дети просто боятся сделать что-то не так. Для них ошибка- непозволительная роскошь, хотя это- лишь показатель того, что человек учится и получает знания.

  1. Подавление желаний

Ради лучших оценок в классе дети начинают усиленно работать над недочетами и закрывать пробелы. Чтобы выучить все и вся они могут отказывать себе в некоторых развлечениях и отдыхе.

Также такие дети чаще всего прислушиваются именно к желаниям окружающих в то время, как их собственное «я» вынуждено молчать. Они делают что-то ради одобрения, а не ради себя.

  1. Неумение преодолевать трудности

Некоторые отличники могут столкнуться и с такой проблемой. Любой неудовлетворительный результат может привести к комплексам и депрессии. Школьник просто будет гнобить себя за недостаточное проявление упорства вместо того, чтобы задуматься об ошибках и начать над ним работать, избегая ущерба себе.

  1. Постоянное перегорание

Многие дети и подростки чувствуют хроническую усталость, которая в неокрепшем организме копится определенное количество времени. Потом это все перерастает в перегорание, что способствует снижению успеваемости, трудоспособности, а впоследствии — появлению комплексов и ощущения постоянного стресса.

Поэтому детям необходимо правильное и здоровое распределение нагрузки, здравая оценка сил и хороший отдых после учебы.

Оцените автора
Добавить комментарий