«Фантазия» Уолта Диснея

                                                                                         Уолт Дисней
      Знаменитый американский художник-мультипликатор Уолт Дисней
мечтал снять мультфильм-концерт классической музыки, который бы
показывали не в кинотеатрах, а в концертных залах.

      Концепцию будущего мультипликационного шедевра подсказал Уолту
Диснею выдающийся дирижёр Филадельфийского оркестра Леопольд
Стоковский. Вместе они долго думали как совместить музыку и анимацию
и, наконец, в 1940 году появился полнометражный мультфильм «Фантазия».
Дисней изобразил в нем свое восприятие музыки в стиле абстракционизма
и авангарда. Получилась действительно настоящая фантазия, наполненная
великолепной музыкой и восхитительной анимацией.
      Уолт Дисней очень надеялся, что этот фильм привлечёт внимание
многих людей к классической музыке.

                                                                Уолт Дисней и Леопольд Стоковский

 

Итак, картина состоит из восьми самостоятельных частей, в каждой
из которых звучит классическое музыкальное произведение, исполняемое под руководством Стоковского. Причем каждая часть начинается
с киновставки с участием самого дирижера.

 

Начинается фильм с поднятия занавеса: на синем фоне появляются силуэты музыкантов, оркестр настраивает свои инструменты перед концертом. Зрителей приветствует церемониймейстер. Он рассказывает
о трех типах музыки: повествовательной – рассказывающей саму историю;  иллюстративной – она идет фоном и вызывает в нашем воображении определенные образы; и абсолютной, которая существует ради себя самой.

 

                                                  Церемониймейстер фильма — композитор Димс Тейлор

Далее в статье мы отдельно рассмотрим каждый из эпизодов мультфильма.

 

                                                                                               Эпизод 1

В первом эпизоде звучит Токката и фуга ре минор, BWV 565  И. С. Баха. Видео начинается с возникновения силуэта дирижера в разноцветных лучах, постепенно превращающихся в образ неба. Этот фрагмент иллюстрируется причудливым сочетанием облаков и различных геометрических изображений в стиле работ немецкого художника-абстракциониста Оскара Фишингера.

Изображение

                                                                                         Эпизод 2

Изображение

Во втором эпизоде начинается волшебство! Звучит сюита Петра Чайковского из балета «Щелкунчик», которая состоит из нескольких танцевальных номеров. В мультфильм вошли следующие части сюиты:

  1. Танец Феи Драже– феи и эльфы с прозрачными крылышками расцвечивают деревья и цветы, украшают паутину росой;
  2. 2. Китайский танец–танцуют разнообразные по формам и размерам грибы, а один маленький грибок не всегда успевает за старшими и постоянно выбивается из круга;
  3. Танец пастушков–изящный танец кружащихся и падающих в воду цветов;
  4. Арабский танец–завораживающий танец рыбок;
  5. Русский танец–потрясающий танец антропоморфных цветов: выступают  чертополох-казаки и орхидеи-девушки;
  6. Вальс цветов– кружащиеся эльфы и осенние листочки, танцующие снежинки разрисовывают узорами замёрзшую реку.

 

                                                                                               Эпизод 3

В третьем эпизоде звучит симфоническая поэма Поля Дюка «Ученик чародея», которую композитор сочинил, взяв за основу одноименное творение Иоганна Вольфганга Гете.

Изображение

       В главной роли ученика мага выступает Микки Маус. С помощью заклинаний он пытается заколдовать метлу, чтобы та носила за него воду.
Но в какой-то момент магические силы выходят из-под контроля, и метла заливает водой весь дом.

 

Фрагмент баллады «Ученик чародея»

Перевод Б. Пастернака 1916 г.

Старый знахарь отлучился!

Радуясь его уходу,

Испытать я власть решился

Над послушною природой,

Я у чародея

Перенял слова

И давно владею

Тайной колдовства

Изображение

                                                                                     Эпизод 4

Под языческую музыку из балета «Весна священная», композитора Игоря Стравинского, мы увидим историю эволюции жизни на Земле: от её зарождения до господства и гибели динозавров в пустыне.

Изображение

                                                                                       Эпизод 5

Пятый эпизод иллюстрирует Пасторальную симфонию № 6 Людвига ван Бетховена. Уолт Дисней поместил симфонию в фантазийное окружение.

Изображение

 

Перед зрителем возникнут гора Олимп, сказочные обитатели полей
и лесов, а также  вереница  персонажей греко-римской мифологии: семья пегасов, Бахус и его осёл-единорог, купидончики, кентавры и кентавриды, Ирида, Юпитер, Вулкан и Диана.

Изображение

 

                                                                                  Эпизод 6

В шестом эпизоде очаровательные танцы под музыку «Танец часов» – короткого балета, финала 3-го акта оперы «Джоконда» Амилькаре Понкьелли,  исполнят крокодилы, слоны, бегемоты и страусиный кордебалет.

Прототипами основных персонажей этого фрагмента стали знаменитые русские танцоры, эмигрировавшие из России. В качестве модели для бегемотихи была великолепная балерина Татьяна Рябушинская.

Изображение

                                                                                        Татьяна Рябушинская

 

Изображение

 

Движения и пластику для страусихи Уолт Дисней позаимствовал
у балерины Тамары Тумановой. А прототипом аллигатора стал русско-американский танцовщик Давид Лишин.

Изображение

                                                                                    Тамара Туманова

 

                                                                                          Эпизоды 7 и 8

 

Эффектное завершение анимационного концерта представлено симфонической картиной Модеста Мусоргского «Ночь на Лысой горе»
и произведением «Аве Мария» на музыку Франца Шуберта.

Перед зрителями музыкально и драматически разыгрывается борьба между скверной и святостью.

Демон Чернобог призывает на свой праздник злых духов и привидений. На вершине Лысой горы собирается нечистая сила. Всю ночь происходит вакханалия, которая прерывается утренним звоном церковных колоколов. Шабаш заканчивается и под божественную мелодию «Аве Мария» монахи совершают крестный ход, восходит солнце.

Изображение

 

Фильм-концерт «Фантазия» в 1990 году был отобран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре фильмов США
как «культурно, исторически или эстетически значимый».

Спустя 60 лет анимационная студия Уолта Диснея выпустила полнометражный музыкальный фильм «Фантазия 2000».

 

Изображение

Оцените автора
Добавить комментарий