«Из Вас получился бы хороший журналист либо министр путей сообщения»: интервью с Кристиной Сорокиной о жизни в мире СМИ

Каково это стать журналистом, матерью троих детей, отучиться в МГУ и слушать анекдоты от Амаяка Акопяна? Ответ на этот вопрос дать могут немногие, но Кристина Сорокина входит в их число.

  — Как Вы решили стать журналистом?

— Мой выбор определил учитель географии Дмитрий Владимирович, который в тетради под сочинением написал: «Из вас получился бы хороший журналист либо министр путей сообщения». Это был знак! Я подумала: «Журналист? А почему бы и нет?»

Люблю писать сочинения и креативить. Мне чужды естественные науки, я – гуманитарий.

И стала готовиться к поступлению именно в МГУ, на журфак. Взяла справочник абитуриента, и смотрю – какая прелесть – надо сдавать всего три предмета: русский, литературу и иностранный. Пришлось, несмотря на то что я училась на пятерки, год готовиться с репетиторами (для этих целей моей маме пришлось даже продать машину). Школьных знаний недостаточно для поступления. И поступила. Правда, поступала на вечернее отделение, по совету репетитора; там меньше конкурс – но в итоге набрала столько баллов, что могла бы пройти на дневное. Через год, сдав разницу, я перевелась на д/о.

— Как Вам учеба на журфаке?

— Отлично! Помимо самой учебы, которая предполагала не только обучение, но и общение с интереснейшими людьми (преподавателями и однокурсниками), у нас была масса развлечений, например, своя команда КВН. Я была помощником капитана команды: занималась организационными вопросами – от костюмов до собственно выступлений, тексты придумывали мы все вместе. Еще я играю на пианино (за плечами девять лет музыкальной школы). Мы подбирали известные песни, переделывали их, придумывали под них стихи. Было весьма увлекательно! Заняли второе место, уступив факультету ВМК.

Да, была насыщенная жизнь, потрясающая своим разнообразием. Потом уже работа, семья, дети. Рождение троих детей немного поставило крест на моей карьере. Лет, наверное, на девять (я уходила из декрета в декрет). Я отдавала себя всю детям, пока они не пошли в детсад и школу. Как только младшему ребенку исполнилось три года и он пошел в садик, я возобновила свою карьеру, теперь уже на телевидении, правда, кабельном, по причине того, что оно располагалось недалеко от дома – удобно было после работы пешочком идти в сад за детьми. Чуть позднее пришлось вернуться и в газетную журналистику (в основном это работа в «Вечерней Москве»). Я и на радио успела поработать, не поверите, на… армянском (в буквальном смысле слова!), будучи на отдыхе в Армении, который затянулся на полгода. Приобрела неплохой опыт работы с микрофоном.  Словом, везде по чуть-чуть. Есть что рассказать внукам!

  — Где Вам больше всего понравилось работать?

— Наверное, в «РИА Новости». Я там недолго проработала, как раз после окончания журфака, на двери которого висело объявление: «В отдел экономики требуется корреспондент». Я позвонила, поднялась наверх. Все-таки свежеиспеченный, дипломированный журналист, планировала начинать карьеру в солидном СМИ. В итоге до отдела экономики я… так и не дошла. Он был в конце коридора, а по дороге, смотрю, вывеска «Отдел светской хроники». Постучалась, спрашиваю: «Можно?» В ответ слышу: «Да». И тут я выдала второпях: «Я окончила журфак, хочу у вас поработать». [Просто совпадение!] Мне дали одно задание – справилась, дали второе, третье и так пошло. Вплоть до начала кризиса 1998 года, когда и старожилам-то мало платили, а нам тем более. Но деньги тогда были неважны – намного интереснее был факт того, что приходилось брать интервью со звездами, о которых я и мечтать не могла. Материалы выходили один за другим: от Андрея Губина до Кристины Орбакайте, от Сосо Павлиашвили до Пьера Ришара. Последний приезжал в Россию продавать свое вино…

Экономика – это интересно, конечно, но мне в 21 год хотелось пообщаться со знаменитостями. И это действительно удалось!

Однако публиковаться я начала еще во время учебы на журфаке. В той же «Вечерней Москве». Не знаю, как сейчас, но тогда можно было просто позвонить и сказать: «Здравствуйте, Вы примете материал у студента журфака?» Как правило, тогда отвечали: «Да, приходите». Если хорошо пишешь, то подходишь им, тебя берут, а если нет, то рано или поздно скажут: «До свидания!»

Здесь, как и в любой в сфере, где творческие способности ценятся превыше всего, никакие знакомства не помогут, если ты не умеешь писать, креативить.

Сейчас, конечно, журналистика не та. Она в основном на копирайтинге, рерайте. Раньше приходилось самим бегать за информацией (известна пословица «журналиста ноги кормят»). Когда надо было добыть какой-то эксклюзив, то это делалось бегом, толкая локтями. Вероятно, и сейчас это есть, не знаю (я сейчас тружусь в другой сфере – корректуре). Сужу по своему опыту. Допустим, нужно добыть информацию, которая важна твоему заказчику (заказчик в моем случае – «РИА Новости» или «ТВ-парк», к примеру), и ты любой ценой добываешь информацию, обзваниваешь, иной раз по несколько раз (как было, к примеру, с Арменом Джигарханяном), договариваешься о долгожданной встрече. Интернет тогда только набирал обороты. А в самом начале своей карьеры – это 1992-1993 годы – зачастую приходилось искать информацию на бумажном носителе в библиотеке. И печатала я тексты на механической пишущей машинке. А с длинными ногтями это было делать ох как нелегко. Да уж, забавно было…

  — На чем Вы специализировались в «РИА Новостях»?

— Там я была корреспондентом отдела светской хроники, как уже говорила чуть выше. Сейчас этот отдел расформирован, увы.

Но материалы со знаменитостями я продолжала публиковать и в других изданиях. К примеру, для «Вечерней Москвы» я брала интервью у Амаяка Акопяна, Валерия Золотухина… Было весьма интересно работать. В 90-х годах прошлого столетия журналистика была несколько иная, чем сейчас: только-только появилась свобода слова, мы были полны надежд и ожиданий. Но не сказать, что СМИ стали абсолютно независимыми, все-таки ангажированность была: некая зависимость от владельца (как говорят, «кто платит, то и заказывает музыку»…). А в советское время все цензурировалось. Была идеология, которая предполагала запрет на освещение каких-либо тем. Свободы как таковой не было. Прежде чем что-то сказать, надо было сто раз подумать. Вырезали моменты, не угодные власти. Естественно, журналисты должны были ее хвалить, говорить о том, «как все хорошо в Стране Советов, какие отличные урожаи, надои у нас; как все замечательно в Советском союзе!», а с 1990-х годов уже появилась свобода.

— Какое интервью в Вашей практике стало самым любимым?

— Все интервью для меня дороги. Например, с Амаяком Акопяном. Помимо личной встречи были и телефонные интервью: несколько раз мы общались по телефону; могли часами говорить. И я, помню, из одного такого разговора-интервью сделала три материала. То, что он говорил о политике, опубликовала в газете «Правда», где о личной жизни – в «Вечерней Москве», а про здоровье – в приложении к «Аргументам и фактам» («АиФ – Здоровье»). Иллюзионист он весьма словоохотливый. В отличие от Влада Сташевского. Информацию клещами приходилось вытаскивать из певца. Было некое разочарование. У него смазливое личико, он поет запоминающиеся песни, но неразговорчив. Тот же Амаяк Акопян сыпал анекдотами и байками, он – просто кладезь информации.

Еще мне нравится интервью с покойным уже композитором Тихоном Хренниковым. Я была у него дома, брала интервью два раза. Второй раз немного говорили и о личной жизни. Он прожил со своей супругой 65 лет! На мой вопрос «в чем секрет семейного долголетия?» он ответил оригинально – в частых изменах. Разумеется, я об этом написала. Приезжаю, чтобы завизировать интервью. А он берет и разрывает эти листочки. У меня прямо перед глазами! Я опешила: «Тихон Николаевич, редакция ждет!» (представляете, как я подводила коллег?). Он мне спокойно говорит: «Кристиночка, это я сказал для Вашего личного пользования, а не для публикации!».

Не могу выделить какого-то одного интервьюируемого лица. Потому что они все представляли какую-то ценность, кроме Влада Сташевского. Еле-еле удалось наскрести на полторы страницы текста для «ТВ-парка».

— Как Вы начали работать в «ДомЖуре»?

— Я пришла сюда по объявлению в конце того года. Предполагалось, что после новогодних праздников начну работать корректором в одном силовом ведомстве, которое меня долго проверяло. И подумала, пока меня проверяет внутренняя служба безопасности и даже ФСБ (два с половиной месяца!), неплохо было бы и поработать – ведь имела же опыт работы репетитором. И по объявлению обратилась в «ДомЖур». Георгий Владимирович Мезенцев пригласил на собеседование, и я, как видите, его прошла. По сути, преподавание – не целенаправленное желание, а скорее удовольствие, которое мне, признаюсь, и было доставлено, хоть и недолгое время.

— Что Вы посоветуете юным интервьюерам?

— Если вы готовитесь к работе в сфере журналистики, конечно, нужно быть начитанным. Знать хотя бы ту сферу, в которой вращается собеседник, изучить его характер, привычки, ознакомиться хотя бы поверхностно с его биографией или историей предприятия, о котором будете писать. Чтобы не опростоволоситься, как например, одна девушка, которая не поняла ответа на свой вопрос Киркорову: тот коллекционирует меню, то есть блюда, а не бумажные варианты меню из разных ресторанов.

Оцените автора
Добавить комментарий