Зимняя классическая музыка для создания праздничного настроения

                       ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

  •                                         «ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ» ПЕТРА ЧАЙКОВСКОГО
  В 1890 году руководитель Императорских театров Иван Всеволожский поручил
Чайковскому написать балет на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Гофмана
«Щелкунчик и Мышиный король».
  Балетмейстер Мариус Петипа попросил Чайковского сделать так, чтобы в мелодиях
на тему сказочного города Конфитюренбурга (в том числе и в Танце феи Драже), были
слышны «звуки падающих капель фонтана».
  Весной 1891 года Петру Ильичу пришлось прервать работу над новым балетом, так
как его пригласили в США дирижировать оркестром на открытии Карнеги-холла.
Находясь проездом в Париже, он впервые услышал диковинный музыкальный инструмент
– челесту, которая внешне походила на пианино, но издавала нежные волшебные звуки,
похожие на звон колокольчиков. Да и название этого изобретения говорит само за себя,
ведь «челеста» в переводе с итальянского означает — «небесная» или «божественная».
  Чайковский попросил издателя Петра Юргенсона приобрести челесту, причем так,
чтобы никто из окружения композитора об этой покупке не узнал: «…я желал бы, чтобы
его (инструмент) никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов
пронюхают и раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами». Вот так
впервые в истории русской классической музыки в балете «Щелкунчик» прозвучала
хрустальная мелодия челесты.
Изображение
  •                    «ВАЛЬС СНЕЖНЫХ ХЛОПЬЕВ» ПЕТРА ЧАЙКОВСКОГО

Этим сказочным вальсом завершается первый акт балетного спектакля «Щелкунчик».

В первоначальной постановке танцевального номера участвовали пятьдесят девять танцовщиц-снежинок в костюмах, украшенных комочками «снега» из ваты.

Примечательно, что эти сказочные костюмы были придуманы и зарисованы всё тем же руководителем Императорских театров Иваном Всеволожским.

После первых представлений «Щелкунчика» люди вдруг стали покупать билеты не в партер, а на балкон. Дело в том, что «снежинки» выстраивались в красивые узоры, которые, конечно же, лучше видно сверху. Девушки собирались в звёзды, закручивались в спирали, распадались и снова создавали фигуры: то ёлочку, то круги, то вдруг закружатся в одном большом хороводе.

 

 

Изображение

                    Иван Всеволожский. Эскизы костюмов к балету «Щелкунчик», 1892 г.

 

Изображение

                         Сцена из балета «Щелкунчик». Мариинский театр, 1892 г.

Изображение

                                Зинаида Серебрякова. «Балетная уборная. Снежинки», 1923 г.

  •           «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОРАТОРИЯ» ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА

«Рождественская оратория» — это собрание шести церковных музыкальных произведений, написанное в Лейпциге в 1734 году.

Советский и российский пианист Святослав Рихтер вспоминал, как согласно  семейной традиции в его доме ровно в полночь зажигали свечи на ёлке и включали ораторию Баха: «сколько раз мы уже собирались слушать в рождественские дни эту чудо ораторию. Уже первые удары литавр приводят меня в восторг!»

В моей семье также есть традиция, связанная с этой музыкой. Под «Рождественскую ораторию», под руководством знаменитого австрийского дирижёра и музыканта Николауса Арнонкура, мы наряжаем ёлку и мастерим с младшей сестрой ёлочные украшения для своих близких.

Больше всего мне нравится видеозапись концерта, где звучит «Рождественская оратория», сделанная в 1981 году в церкви монастыря Вальдхаузен в Австрии. В этой видеоверсии всё прекрасно: невероятно красивое исполнение произведения артистами и музыкантами, великолепное праздничное убранство церкви, крупные планы персонажей рождественского вертепа в стиле барокко и, конечно же, сам маэстро — Николаус Арнонкур.

 

Изображение

                          Кадр из видеозаписи концерта в церкви монастыря Вальдхаузен в Австрии, 1981 г.

                            На фотографии дирижер Николаус Арнонкур.

Изображение

                Кадр из видеозаписи концерта в церкви монастыря Вальдхаузен в Австрии, 1981 г.

               На фотографии персонаж рождественского вертепа — Дева Мария.

Оцените автора
Добавить комментарий