Примерно в 1673 году немецкий монах, учëный и изобретатель Атанасиус (Афанасий) Кирхер впервые описал в своëм трактате «Новая наука о производстве звука» («Phonurgia nova») новый, неслыханный тогда музыкальный инструмент.
Кирхер приписал создание инструмента себе и дал ему название «Эолова арфа» в честь древнегреческого повелителя природы — бога ветров Эола.
Струны этой арфы колебались за счëт дуновения ветра, и звук получался очень необычным, космическим, наподобие звучания современных синтезаторов для создания музыки в стиле эмбиент (ambient). Такой инструмент мгновенно получил спрос у состоятельных людей — диковинную арфу устанавливали на окна, балконы, в собственных пейзажных садах и парках.
В России самая известная Эолова арфа была установлена в начале XIX века в Пятигорске, на отроге горы Машук, откуда открываются живописные виды на окрестные пейзажи. Дивные звуки «своевольного» инструмента доносились из беседки-ротонды под тем же названием — «Эолова арфа». Беседку в античном стиле из машукского камня с установленной в центре арфой спроектировали итальянские архитекторы — братья Джузеппе и Джованни Бернардацци.
Известно, что изначальной задумкой Бернардацци было поставить в беседку статую, изображающую бога Эола. Их намерение остановил главный врач КавМинВод, немец Ф. П. Конради, который убедил архитекторов в том, что чудные звуки самоиграющей арфы благотворно скажутся на состоянии больных. Но к сожалению, со временем инструмент был утрачен, от него осталось только каменное основание.
А вот посмотреть как же выглядел сам инструмент, установленный в ротонде, мы можем благодаря советскому режиссёру Исидору Анненскому, который в 1955 году экранизировал повесть «Княжна Мери». В фильме использовался макет Эоловой арфы, хранившийся когда-то в Курортном музее Пятигорска. Но, к сожалению, и этот макет оказался утраченным во время пожара в музее в 1992 году.
Эолова арфа, как и другие достопримечательности Пятигорска, считается Лермонтовским местом (об одном из таких объектов я рассказывала в статье «Первый в России памятник Михаилу Лермонтову»). Михаил Юрьевич так описал беседку в повести «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени»:
«На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус…»
А ещë сохранился рисунок, сделанный Лермонтовым в 1840 году. Поэт набросал карандашом вид Пятигорского бульвара, где слева, вдали на горе виднеется маленькая беседка — Эолова арфа.
Возможно, в будущем найдëтся мастер, способный воссоздать тот самый инструмент, звуками которого наслаждалось водяное общество времëн Михаила Лермонтова.