Религиоведение в школе

Культура

В России в общеобразовательных школах распространены предметы с религиозной тематикой, такие как религиоведение. В связи с этим, в первую очередь у учащихся средней и старшей школы и у родителей возникает множество вопросов. «Какая роль отводится таким предметам в обучении и образовании? Должны ли родители определять, какую религию будет изучать ребёнок или же выбор должен сделать сам учащийся? Может ли человек без образования именно в области культуры дать должный уровень знаний по этому предмету?» Ответы на эти вопросы лучше всего брать у людей, сведущих в этой области.

Вот как считает преподаватель предметов «мировая художественная культура», «основы духовно-нравственной культуры народов России» школы №1286 — Светлана Владимировна Столярова:
«Я очень серьёзно отношусь к заданному тобой вопросу. Я считаю, что религиоведение, как предмет, который рассказывает историю и теорию религий, который знакомит с религиозным мышлением (это отдельная область для изучения), просто необходим. Необходим для того, чтобы человек смог сформироваться как личность, ведь личность — очень глубокое понятие. У человека как личности должен быть внутренний стержень, свои чёткие представления о том, кто он, зачем он в этом мире и какова его цель, зачем он должен прожить эту жизнь.
На все эти вопросы ни одна наука, кроме теологии и религиоведения, ответов не даст. Всё-таки есть нечто большее, чем изучение нашего материального мира, то, что у человека живёт внутри. Всё это нужно обязательно реализовать. Этот предмет обязателен, и желательно, чтобы он преподавался и в старших классах. Даже небольшая попытка затронуть основы религии — это всё равно хорошо.
В то же время, религия и культура — тесно связанные вещи. И предмет МХК, которого несправедливо нет в ЕГЭ, который, к сожалению, считается не очень важным, — это широчайший предмет, обязательный ребятам в школе. Религия, как часть мировой культуры будет содержаться в этом. Культурологическая сторона необходима в том числе и для осознания предмета религиоведение, ведь религия является частью любого общества, как древнего, как и нашего постиндустриального, информационного.
В общем, если мы даём азы культуры детям, религия будет там присутствовать. Общество всегда религиозно, и даже считая себя атеистами, мы находимся в религиозном поле, пространстве, только в другом его проявлении. Эти проявления, пусть отличающиеся от мировых религий существуют всегда, так как человек без этого просто не может существовать. Это потребность — думать не только о материалистической жизни, но и мире, выходящем за стандартные рамки понимания.»
Существует и другое мнение, когда религиозные сюжеты как пласт истории общества рассматривают исключительно со стороны искусства:
— Как преподаватель МХК на французском языке, что вы можете сказать о предметах в области религии, которым обучают в начальных классах и в старшей школе?
— Мне понравилась твоя формулировка вопроса, так как, будь он сформулирован иначе, ответ мой был бы короче. По моему мнению, школа должна быть полностью светской. И точка. Никакая религия не должна присутствовать в школе. Тем более, просвещать в этой области не должны те, кто закончил лишь краткосрочные курсы и сдал зачёт.
Ведь существуют, например, воскресные школы, где ребёнок может получить знания из первых рук. И тут опять встаёт вопрос о том, кто решает, обязательны такие занятия для ребёнка, или он может не ходить на них. Чем моложе ребёнок, тем в большей степени это решение принимается его родителями.
Другое дело, предмет МХК, который имеет цель научить детей считывать информацию, зашифрованную в предметах искусства. И тут речь идёт, конечно же, обо всех видах и проявлениях искусства. Всего, что накопило человечество в качестве культурного наследия учитель знать не может, увы. Мне кажется, что школа призвана приоткрыть этот необыкновенный мир для ребёнка и привить вкус и интерес к искусству как отражению человеческой цивилизации, пониманию универсальных гуманистических ценностей. И в таком случае, невозможно ограничиться разговорами лишь об одной какой-либо религии. Мир прекрасен в его многогранности и разнообразии.
«А в нашей школе, имея в школьной программе такой предмет, как литература на французском языке, мы конечно же должны делать акцент на культурной коммуникации и взаимопроникновении культур двух стран: России и Франции. То есть, наш предмет является ещё более удалённым от изучения непосредственно религии, ее ритуалов и обрядов, чем предмет МХК или ОРКСЭ.» — учитель французского языка и МХК на французском языке, руководитель Билингвального отделения школы №1286, Потапова Наталья Васильевна.
Здесь, как и по многим другим вопросам, касающимся культуры и многогранного общества, нет однозначной точки зрения. Но выбор в пользу какой-либо стороны каждому человеку сделать в течение жизни просто необходимо.

Оцените автора
Добавить комментарий