Одна из первых художников-иллюстраторов детской книги

Во второй половине 19 века, женщины были очень сильно ущемлены в правах. Поэтому Елена Дмитриевна Поленова не могла обучаться в петербургской Академии вместе со своим братом — Василием Поленовым, хотя обладала не менее невероятным талантом!

Елена Поленова — Русская художница, график, живописец, мастер декоративного дизайна и одна из первых художников-иллюстраторов детской книги в России! Человек, как по мне, поистине удивительный.

«Работая, она всегда умела создать мирок, полный поэзии, в котором каждый чувствовал себя хорошо, даже дети. Для каждого находился около нее интерес — так у нее много было содержания. Вот этим-то богатым содержанием жила и она сама и увлекала за собой в эту жизнь других, наталкивала и их на деятельность. Она не любила и избегала большого и шумного общества, но зато тот, кто попадал в число ее близких друзей, получал от нее страшно много» — Писала о ней хозяйка Абрамцева, Елизавета Григорьевна Мамонтова.

Изображение

                                           «Война грибов» 1886-1889 одна из первых иллюстраций Елены Поленовой

Елена Поленова родилась в семье, очень ценившей искусство. С самого детства родители развивали всем своим детям кругозор, обучали математике, праву, геологии и истории.

  На лето Поленовы уезжали к бабушке Вере Воейковой в усадьбу Ольшанка в Тамбовской губернии. Именно она учила детей русской истории.  «Заставляла их рисовать генеалогические таблицы русских князей, при чем имя хорошего, доброго князя раскрашивалось золотом, имя князя храброго — красной краской, а плохого — черной», — Писал искусствовед Андрей Сомов.

В свои 14 лет Поленова поступила в рисовальную школу Общества поощрения художеств, где ее наставником был Иван Крамской.  В 1869 году она поехала в Париж, где брала уроки у французского живописца  Шарля  Шаплена. Вернувшись через год, она приступила к занятиям в частной мастерский Павла Чистякова.

В 25 лет Елена выдержала экзамен и поступила на Высшие женские педагогические курсы, получила диплом домашней учительницы истории. Но всё это было не то. Не то, что ей нужно и не то, для чего она родилась…

                                                      «Зверь» — Елена Дмитриевна Поленова

 Для меня пейзажный этюд с натуры летом составляет главный, существенный интерес жизни. Виды, а уж особенно грандиозные, мне не по натуре. За душу захватывает лишь своя, хорошо знакомая, природа, северная или среднерусская, особенно тогда, когда она выражена в маленьких, ничтожных как будто, но глубоко поэтических уголках. Это мне близко и дорого, — это мне и удаётся, — Говорила Поленова.

После неудачной влюбленности Поленова решает полностью отдать свою жизнь искусству. Вот, что она пишет Чижову, принявшему и понявшему ее в этот трудный период:

«Пусто, холодно, одиноко стало во мне и вокруг меня с тех пор, как я от него отказалась. Что я сделаю теперь со своей длинной ненужной жизнью, не могу себе представить; как поволочу ее дальше, а нужно волочить со дня на день, без желания, без смысла, без будущего… А невеселую эпоху переживает теперь Ваш Лилек и сколько ни думает, исходу не может придумать. Покуда мне приходилось бороться со взглядами и мнениями моей семьи, борьба имела смысл. Теперь, по словам Веры, он сам разделяет отчасти их взгляд, следовательно, приходится только подчиняться… Теперь при этих обстоятельствах мне легко отказаться от него. Но забыть и разлюбить его не могу никогда, да что толку, лучше было бы, если бы могла».

Изображение

                                                                    «Белая уточка» Елена Поленова

После этого Елена с матерью переберутся в Москву, в гостеприимный дом Василия Поленова, в Абрамцево. Там, Поленова и Мамонтова (жена Саввы Мамонтова) найдут общее хобби и создадут музей русской старины. Будут ездить по деревням разных губерний в поисках народных шедевров.

«Вещи, украшенные резьбою, которые нам удавалось находить во время наших поездок: солонки, ящички, донца, швейки, вальки и рубели, прялки и трепала, передки телег и саней, грабли, детские сиделки и скамьи, — мы, по возможности, покупали; более крупные вещи, как столы, висячие шкапики, божницы, лавки, большею частью не подвесные, а прямо вделанные в стену, составляющие как бы часть внутренней архитектуры избы, — я зачерчивала или фотографировала», — Рассказывала Елена критику Стасову.

Вскоре в доме собралось множество шкафчиков, тумбочек и комодов. Поленова даже научилась резьбе, стала делать эскизы и наброски мебели. Так в Абрамцево открылась столярно-резчицкая мастерская. Вскоре Елена нашла то, для чего родилась, стала ощущать себя полезной людям — в резчицкой мастерской получали профессию десятки крестьянских детей.

«Я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада, и русские дети растут на поэзии английских и немецких чудно иллюстрированных сказок» — Объясняла Елена Поленова свои начинания в искусстве иллюстрации.

Она добавила свою изюминку, дала начало развитию иллюстраций в детской книге.

Оцените автора
Добавить комментарий