Еще со второго класса нас приучают к системе оценивания. За все наши работы: домашние, классные, самостоятельные и контрольные мы получаем оценки. Кому-то учёба даётся не так легко, поэтому тройки — частые гости в школьном дневнике. Кто-то же тратит почти все свои силы на обучение, получая четвёрки и пятёрки.
Есть множество сложностей, связанных с хорошей успеваемостью:
— отсутствие свободного времени
— повышенная усталость
— непростые отношения с одноклассниками
— постоянный стресс
Выходит, что учиться на отлично не так уж и просто?
Мы поговорили с Кариной Волк, ученицей 10 класса, и узнали обо всем поподробнее:
— Трудно ли было стать отличницей?
— Никто никогда не заставлял меня хорошо учиться, это получалось как-то само. Я уже лет с 5-ти бегло читала и любила сидеть за книгами днями напролет. В начальной и средней школе проблем с уроками тоже никогда не было: не зубрила, не списывала, не хитрила, всё получалось как-то само. Конечно, когда мои родители видели результаты, они мотивировали держать такую планку как можно дольше, но никогда не давили на меня, что очень помогло в обучении.
— Всегда ли учёба давалась тебе легко?
— До 9 класса я училась в основном без проблем, а вот потом начались трудности. Нагрузка ощутимо возросла, и у меня появились проблемы: где-то не успевала, что-то не понимала. Предметы технического направления стали даваться мне чуть сложнее. Все-таки программа в старших классах далеко не простая.
Тем не менее, я стала чаще получать 4, а иногда и 3. Начала сильно переживать по этому поводу. Помню случай, когда мне за контрольную по химии учитель поставил 2. Как мне было обидно, когда я поняла, что оценка объективна, а работа написана действительно плохо. Это был не единственный случай, но самый запоминающийся.
Тут можно определить проблему хорошей успеваемости: когда сталкиваешься с трудностями, то просто пребываешь в каком-то шоке, прострации, не понимаешь, как это вообще могло произойти. Вместо того, чтобы пытаться исправлять, навёрстывать упущенное, ты просто погружаешься в самобичевание. Кстати, тогда я и поняла, почему троечников считают успешнее отличников во взрослой жизни: они привыкли справляться с трудностями, и не будут стоять и ныть около препятствия, а будут искать пути решения. Вообще, так поступать должен каждый, и после той двойки по химии я тоже это осознала.
— На что уходит твое свободное время?
— Сейчас я учусь в 10 классе, и поддерживать высокий уровень успеваемости стало ещё сложнее. Времени хватает только на репетиторов по химии и географии для сдачи ЕГЭ, хобби же полностью ушли на второй план. В 10-11 классах совмещать любимые занятия с учебой довольно трудно, так как катастрофически не хватает времени.
— С какими трудностями помимо нехватки времени ты сталкиваешься?
— К слову, об отличниках есть еще и множество мифов, но многие их них- абсолютная выдумка. Я, как и любой школьник, могу списывать на уроках, однако делаю это только на тех предметах, которые не понимаю. Ещё один распространённый миф — отличники выполняют всю домашнюю работу. Это точно не про меня. В основном я стараюсь выполнять все письменные задания, устные же делаю по мере возможности, желания и оставшихся сил.
Также я могу сказать, что быть отличницей сложно и в учебном, и в социальном плане. Если ты отличник, то в иерархии класса занимаешь своё особое место, на котором тоже требуются некоторые усилия, чтобы не скатиться до зубрилы и отшельника класса.
Однако я собираюсь идти на золотую медаль, и ничто не помешает мне добиться своей цели.
— Что ты можешь посоветовать тем, кто хочет начать учиться лучше?
— Повышайте свою работоспособность. Стоит понять, в какое время легче учиться, какие способы запоминания информации легче для вас. Также в каждом предмете нужно найти что-то цепляющее и интересное, тогда изучать их будет гораздо проще.
Безусловно, не стоит останавливаться на пол пути к цели. Как бы не было трудно, нужно идти вперед, и тогда прогресс точно не заставит себя ждать.